Геймификация и ее возможности для продвижения онлайн-образования

Аудитория с каждым годом становится все искушеннее, ей нужно нечто новое, вызывающее мотивацию и интерес. Это касается также образовательных продуктов и обучения онлайн, тут в игру вступает геймификация. Азарт, интерес, победа за приз — тренинг трансформируется в увлекательное сочетание обучения и соревнования. Что же такое “геймификация” и как она работает в онлайн-образовании?

Геймификация  — это использование элементов игры для вовлечения аудитории и повышения интереса к продукту. Геймификация активно применяется в маркетинге на протяжении не одного десятилетия.

Вспомните популярные примеры “собери 10 крышечек/упаковок и получи поездку к морю” или “ищи любимых героев на упаковке и узнай, в какие приключения они попали в этот раз”. Примеров геймификации множество, в этой статье я расскажу о том, как применим игровой формат в онлайн-образовании и в каких случаях он срабатывает наиболее эффективно.

Какие проблемы онлайн-обучения решает геймификация

В онлайн-обучении существуют две глобальные проблемы — доходимость студентов до конца обучения и продажа дорогостоящих информационных продуктов (тренинги, личные консультации).

Начнем с доходимости до конца обучения. Самая распространенная ситуация — в начале курса стартует много людей, а доходит к его финалу всего 20-30%, и эти 30% еще хороший результат прохождения обучения!

Почему люди не доходят до конца? Потому что им не хватает стремления и мотивации, им становится скучно.

Геймификация дает людям возможность получить мотивацию пройти обучение до конца. Людям нравится играть, соревноваться, зарабатывать очки, проходить уровни и получать призы. Формат геймификации позволяет тренерам провести как можно больше людей от старта обучения до его конца. Студенты хотят проходить уроки и зарабатывать баллы/бонусы/призы, им не скучно!

Вторая глобальная проблема — продажа дорогостоящего обучения.

Дело в том, что дорогое обучение не покупают спонтанно, не зная тренера и формат обучения.  Прежде чем отдать деньги за курс, людям хочется познакомиться с тренером, посмотреть на его подход и оценить насколько комфортно с ним взаимодействовать. Кроме того, важно понять — ценный и нужный ли материал дает этот тренер.

Через геймификацию можно построить воронку продаж в формате игры — геймифицировать эту самую воронку. Начиная от бесплатного или недорогого продукта, вы знакомите людей с тренером и программой курса. Это происходит в формате игры, марафона, квеста, во время которых участники будут делать простейшие задания, знакомясь с тренером и предметом, который вы хотите им продать, и зарабатывают в процессе игры себе скидку.

Приведу пример, ставший уже классикой геймификации в онлайн-образовании, это марафоны в Instagram.

Виды геймификации и их применение на практике

Геймификация в онлайн-обучении может быть сформирована в разных видах. Рассмотрим два самых популярных — начисление баллов за каждое выполненное задание и формат квеста.

  • Вы даете участникам задания, а за выполнение каждого задания они получают баллы/бонусы/призы, которые накапливают. Набранные баллы и бонусы в дальнейшем можно использовать на приобретение чего-то полезного (консультации, другие образовательные продукты).
  • Второй вариант — формат квеста. То есть “если ты выполнишь задание, то получишь “полезняшку”. Мотивация выглядит следующим образом — с каждым пройденным этапом квеста ты получаешь больше знаний, больше конкретики по определенной теме. Но нужно постараться и разгадать загадку, пройти головоломку или ребус, найти и расшифровать спрятанное задание. Пока не выполнишь задания начального уровня, не получишь доступ к более сложному.

В квесте можно пофантазировать и протестировать разные варианты вовлечения и поощрения — сделать карты, продумать разные призы. Призыв классический — “Давай играть!”. И люди играют.

Что нужно сделать для того, чтобы геймификация заработала

До того, как начать внедрять геймификацию у вас должны быть готовы и сформированы:

  • линейка продуктов
  • воронка продаж
  • стратегия геймификации и продвижения
  • контент под каждый продукт и каждый этап воронки
  • площадки для проведения мероприятий

Привлекать аудиторию на мероприятия (квесты, игры, марафоны) вы можете любыми каналами. Для вовлечения бОльшего количества людей используйте предложение с выгодой для тех, кто уже участвует, например “поделись информацией о Квесте в соцсетях, и получи скидку/бонус/приз”.

Используйте максимальное количество каналов, которые подходят под продвижение вашего продукта. Это могут быть таргетированная реклама, контекстная реклама, анонсы у партнеров, написание статей и постов, с которых к вам будут приходить участники.

А теперь переходим к оформлению геймификации. Вы можете проводить игры на разных площадках, например:

  • внутри одной соцсети (марафон в Инстаграм)
  • внутри сайта закрытой тренинговой платформы.

Способы привлечения аудитории лучше выбирать в зависимости от того, какая упаковка будет у вашего продукта-игры.

  • Определитесь, если ваш марафон будет конкретно под одну соцсеть и участникам будет комфортно выполнять задания и играть именно на этой площадке. Сопоставьте, какие ресурсы вам нужны для запуска марафона, какая программа, задачи и призы. Какой результат вы хотите получить в конечном итоге и что будете делать дальше.
  • Или вы планируете что-то посерьезнее —  с закрытыми вебинарами и чатом — то есть на закрытой платформе. Опять-таки подготовьте необходимые материалы и проработайте всю программу мероприятия + мотивации для участников.

Призовой фонд и мотивации, без которых не сработает геймификация

Чтобы определить, какие призы и мотивация нужны аудитории в идеале нужно провести маркетинговые исследования и понять, что больше всего мотивирует участников.

Это особенно важно для проведения геймификации внутри платного курса, чтобы провести людей до конца и не потерять участников в процессе обучения. Лучший вариант — изначально узнать какие бонусы и призы им интересы.

Но бывает геймификация без бонусов и подарков — вместо них используют баллы. Участники соревнуются в бОльшем количестве набранных баллов и следят за результатами в открытом доступе. Срабатывает природная тяга к лидерству и соревнованиям.

Если геймификация в вашем образовательном проекте идет в воронке продаж, то призы должны быть направлены на то, чтобы человек, заработав свой приз, использовал его для дальнейшей покупки вашего продукта.

Таким образом вы вовлекаете человека во всю линейку продуктов.

Участники квестов, игр и марафонов должны бороться, зарабатывать призы и использовать их на полезные продукты. В этом и заключается смысл — заработанное своим трудом (логикой, знаниями, действиями, ответственностью и т.п.) ценится гораздо выше, чем полученное даром.

Участник прошел задания, выполнил всё и обошел других, он заработал скидку и может приобрести следующий образовательный продукт, ценность такой скидки в глазах человека возрастает. И он хочет/готов продолжать. Поэтому геймификация в воронке продаж и работает так эффективно — есть азарт, есть желание победить, есть ЗАРАБОТАННАЯ награда, и есть возможность тут и сейчас ее применить, чтобы получить нечто новое и ценное — перейти на новый уровень.

Надежда Раюшкина — автор, создатель и руководитель образовательных проектов “Школа Успешных Фрилансеров”, “Понятный маркетинг с Надеждой Раюшкиной”

Надежда Раюшкина

About Надежда Раюшкина

Специалист по рекламе в интернет. Помогаю предпринимателям настраивать эффективную контекстную рекламу.
Posted in Блог.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *